Ядов стратегия социологического исследования скачать pdf


Ядов стратегия социологического исследования скачать pdf Скачать

Те, кто считают, что общество как целое больше, чем простая сумма его частей, приходят к выводу, что надо изучать отношения между частями целого[51]. Социологический подход к культуре возник, с одной стороны, на основе понимания культуры как интеллектуальной и художественной деятельности, высшего эстетического и морального достижения цивилизации (такой подход был принят в гуманитарных дисциплинах в XIX веке); с другой стороны, из противопоставления культуры природе, изучения культур у разных народов (антропология) [71]. По одной классификации, тремя основными парадигмами являются структурный функционализм (или традиция Дюркгейма), социальный конфликт (марксистская или марксо-веберианская традиция) и теория социального действия (подход, восходящий к Веберу), в рамках которого особо выделяется символический интеракционизм[60][63]. Функционалистская традиция возникла на основе работ Конта и Дюркгейма, она является холистским подходом, в центре внимания функционалистов — общество как сложная система элементов, обеспечивающих социальную солидарность и стабильное существование общества как целого[67]. По мнению большинства учёных, Дюркгейм внёс наибольший вклад в формирование социологии как научной дисциплины[27]. Маркс, Вебер и Дюркгейм чаще всего называются главными классиками социологии, чьи работы, хотя и не оказывают прямого воздействия на современные социологические исследования, остаются источниками для интерпретаций современности и важными вехами в истории социологии.

Разумеется, исходя из парадигмы и теорий среднего уровня. Ключевой является дилемма соотношения между человеческим действием (agency) и социальной структурой. Методология социологии довольно разнообразна, в отличие от экономики или антропологии. Структура капитализма, по Марксу, создаёт барьеры между индивидом и процессом производства, между продуктами производства и людьми, между самими людьми, называемое Марксом отчуждением, разделяющим общество на два класса — капиталистов и рабочих[32]. Вопрос можно сформулировать так: способны ли люди управлять условиями собственной жизни или их действия являются следствием воздействия внешних социальных сил. Как и Маркс, Вебер формально не был только социологом. Несмотря на оторванность от академической социологии в течение всей жизни, Зиммелю удалось провести своеобразный анализ современности (социолог опасался растущей незначимости индивида в условиях современной экономики денег), который имеет больше общего с феноменологической и экзистенциальной традицией, чем с Контом или Дюркгеймом. Особую роль Дюркгейм придавал религии, укорененную в коллективных представлениях общества[26].

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования...

Его социологический подход сближался с теорией Дарвина (как и позиция Спенсера), концепциями прогресса и проектами социального реформизма или революции[30]. Гидденс также отмечает дилемму гендера — проблему адекватного понимания этого понятия [52]. На рубеже XIX—XX веков cоциология стала академической дисциплиной. Социальное пространство — это не физическое пространство (каким представляет его социальный натурализм), но оно стремится реализоваться в нём. Теннис разделил общность (нем. Вебер и Дюркгейм были канонизированы в 1930-е годы усилиями Парсонса, в 1970-е годы в число основателей вместо Спенсера был добавлен Маркс (во многом благодаря Гидденсу), десятилетием позже — Зиммель. Социология прошла три этапа: доинституциональный период (до начала XX века), эпоху институционализации и дисциплинарной специализации и современный период постдисциплинарности[9]. Желание Конта сделать социологию «царицей наук» не реализовалось (а к XXI веку социология полностью преодолела натурализм и позитивизм[23]), но многие впоследствии разделяли его стремление создать интегральную науку об обществе[24]. Если Конт и Милль считали, что социальная наука основана на законах и причинно-следственных связях (как и естественные науки), то последователи Канта выводили на первый план субъективную интерпретацию[16]. Несмотря на политическую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших социологическую мысль. Выдвинутая в начале XX века теория элит (Вильфредо Парето, Гаэтано Моска), поставившая проблему связи элиты и демократии, была полемическим ответом классовой теории[35].

1 комментарий

  1. Hoчнaя_Фeя

    В электронной библиотеке ЛитРес можно скачать книгу Паттерны проектирования на платформе.

Возможность комментирования отключена.